Эксплуатация безынерционной катушки
Сейчас поболтаем об эксплуатации безынерционных катушек. Кроме того, что безынерционную катушку нужно правильно выбирать, еще ее нужно правильно эксплуатировать.
Во-первых, безынерционные катушки, да и все катушки весьма опасаются всевозможной грязи, влаги и пыли. Исходя из этого при ловле на безынерционную катушку необходимо весьма пристально доходить к этому. Допустим, мы извлекаем рыбу на спиннинге, рыба большая. Бросаем спиннинг с катушкой в песок, берем рыбу, снимаем ее с крючка. Позже берем катушку – она вращается с хрустом, с поскрипыванием, или по большому счету не вращается. Получается, что мы сломали катушку. К вопросу эксплуатации нужно доходить весьма пристально. Катушку необходимо всегда содержать в чистоте. Другой раз идешь по песчаному берегу, подул ветер, пылинки попадают в катушку, и появляется какой-то хруст.
Исходя из этого рекомендуем возить с собой на рыбалку запасную катушку, и в случае если внезапно показались которые-то посторонние хрусты, снимать катушку со спиннинга, укладывать в коробку, привозить к себе и выбирать ее: мыть, чистить, пересмазывать и т.П. То же самое происходит при попадании катушки в воду. Катушка, в принципе, изолирована, но не так, чтобы ее возможно было опускать в воду. И в случае если мы случайно уронили спиннинг в воду, кроме того на мелководье, и он полежал в воде всего 20-30 секунд, внутрь механизма неизбежно попадет вода. Вода сходу контактирует со смазкой, и катушку нереально провернуть. Та же опасность существует и при ловле в ливень. Особенно это происходит с катушками, которые имеют обгонную муфту, другими словами мгновенный стопор обратного хода.
В стопор обратного хода попадает вода, и катушка начинает глючить. Исходя из этого нужно стараться обезопасить катушку от песка и от жидкости. В случае если внутрь катушки попал песок или вода, ее нужно сходу остановить, не пробуйте ее провернуть. В то время, когда мы слышим, что катушка не хорошо работает, думаем – на данный момент я ее прокручу несколько мин., и она будет нормально работать. Этого ни за что нельзя делать, по причине того, что так мы убиваем механизм катушки. Катушку необходимо мочь эксплуатировать и смотреть за ней. На данный момент показались множественные мастерские, многие умельцы имеется, которые специализируются на ремонте, эксплуатации и чистке катушек.
В случае если, само собой разумеется, у вас какая-то дорогая, навороченная катушка, а сами вы ничего не смыслите в сборке-разборке катушки, то, само собой разумеется, несложнее всего дать ее умельцу, заплатить ему деньги, чтобы он привел ее в божеский вид. Но возможно это сделать и самому. Кое-которые рыболовы, которые лишь начинают заниматься ловлей спиннингом, сходу берут хорошую катушку, ловят на нее и радуются судьбе. Но многие берут сперва простенькую катушку, позже у него как у спиннингиста класс повысился, он берёт чуть дороже, и, в итоге у него планирует целый парк катушек. Что с ними делать? Выкинуть их? Выбрасывать катушки ни за что запрещено, потому, что в них имеется большое количество подробностей, которые в будущем возможно будет использовать.
К примеру, рукоятка катушки на рис. 16-29 сломалась, а катушка с зеленой рукояткой испортилась – отслужила свой век, и зубы у нее сточились. Рукоятка у нее была обычная, и в полной мере подошла под данную катушку. Мы забрали и переставили рукоятку. Многие катушки взаимозаменяемы, в особенности в случае если имеют приблизительно однообразные размеры. То же возможно сообщить и о роликах лесоукладывателя. Допустим, у нас хорошая катушка, имеет качественный ролик лесоукладывателя, но подшипник из ролика вылетел и потерялся. Что делать? Заказывать подшипник достаточно дорого, и ожидать придется продолжительно. Мы разбираем 5-6 катушек, подбираем подшипник для ролика лесоукладывателя, а при необходимости возможно кроме того заменить целый ролик.
То же и с пружинами, всякими раздаточными коробками, подшипниками, прокладками – все это может понадобиться. Итак, приступим к чистке безынерционной катушки. Для этого нам необходимо растворитель (возможно использовать жидкость «ВД-40»), ватные палочки, какая-нибудь щетка – возможно взять зубную, разводной ключ, плоскогубцы, два вида смазки – жидкая (для быстро движущихся частей катушки) и гелеобразная (для ротора и вала, где не высокие частоты оборотов, и исходя из этого она там больше подходит). Чтобы добраться до скрытых полостей катушки и смазать их, возможно использовать простые одноразовые шприцы.
Загоняем в такой шприц немного смазки, жидкой или густой (густую нужно будет немного разогреть), и можем весьма точечно промазать все необходимые нам скрытые полости. Нам кроме этого необходимо деревянные палочки и набор салфеток, чтобы возможно было вычистить труднодоступные места и зазоры. Берем катушку и начинаем ее чистить зубной щеткой – очищаем от всевозможной пыли. В принципе, такую процедуру нужно проводить по окончании каждой рыбалки, по причине того, что на катушке в обязательном порядке осядет пыль, и лучше, чтобы она тут не залеживалась. Приехали с рыбалки, прочистили все места, в которых может накопиться пыль. К примеру, частенько пыль накапливается в рукоятке, и рукоятка начинает не хорошо вращаться. Ее возможно промыть жидкостью «ВД-40», просушить и смазать. Прочистили. Сейчас пристально осматриваем передний бортик шпули. Данный осмотр нужно делать, независимо от того, имеет ли шпуля алюминиевый бортик, пластмассовый или металлический с нитритом титана. Осматриваем весьма пристально. Это возможно делать и на глаз, и через увеличительное стекло, и рекомендуем совершить по бортику пальцем, чтобы проверить, нет ли на нем царапин и выбоин. В случае если имеется царапины и выбоины, возможно взять нулевую наждачную бумагу, бережно зашлифовать, позже обработать пастой ГОИ с войлоком.
Рис. 16-30 К примеру, катушка на рис. 16-30 при перевозке случайно упала, и на бортике показались зазубрины. Мы зашлифовали эти зазубрины. Причем не обязательно зашлифовывать нулевкой, возможно взять иголку и с упрочнением потереть ее боковой частью (а не острием), так мы сглаживаем все царапины, и передний бортик шпули приходит в обычное состояние. Итак, мы осмотрели бортик, все нормально. Сейчас снимаем шпулю. Катушка испытывает недостаток в чистке по окончании сезона эксплуатации, в некоторых случаях приходится ее чистить и чаще. Если она работает нормально, то, в принципе, достаточно и один раз в год, например, перед зимний период. Мы чистим катушку, закладываем в нее более жидкую смазку (в случае если планируем ловить зимний период) или ее до весны, в случае если зимний период ловить не планируем.
Рис. 16-31
Рис. 16-32 Откручиваем, снимаем шпулю. Видим, что показался чёрный налет. Смазка изначально имеет второй цвет, и если она чернеет, это уже показатель какого-либо износа. Износ катушки определяется весьма легко. Мы ловим, например, на вертушку или на джиг, катушка идет нормально, и внезапно в какой-то момент мы ощущаем, что при работе катушки происходит похрустывание, и она начинает болтаться. Кстати, перед приобретением также крайне полезно контролировать все зазоры. Берем катушку и контролируем (рис. 16-31, 16-32), чем меньше люфтов, тем лучше. Ручку также контролируем на люфты. Сейчас нам необходимо убрать всю смазку. Чистим катушку: всю ее раскручиваем, убираем ветхую смазку и закладываем новую. Приступим к разборке. Для начала снимем рукоятку. Напомним, что разбирать и собирать катушку несложно. Чтобы не запутаться, рекомендуем те подробности, которые снимаете, складывать по порядку. Будьте осмотрительны, не толкните стол, чтобы они не рассыпались, по причине того, что имеете возможность утратить небольшую подробность, и позже отыскать ее достаточно сложно.
Рис. 16-33
Рис. 16-34 Мы сняли рукоятку (16-33). Гайка ротора на данной катушке фиксируется особым болтиком (рис. 16-34). Данный болтик нужен чтобы гайка не раскрутилась самопроизвольно на протяжении ловли.
Рис. 16-35
Рис. 16-36 На некоторых катушках данной маленькой подробности нет, и на протяжении ловли ротор внезапно начинает болтаться – это показатель того, что гайка раскрутилась. В случае если мы не остановимся и своевременно не подкрутим, то возможно сломать катушку. Откручиваем болтик, снимаем шестерёнку и шайбу. Сейчас откручиваем гайку, и возможно снимать ротор (рис. 16-35, 16-36).
Рис. 16-37 В случае если обгонная муфта отечественной катушки в холод тормозит или имеет тугой движение, то, как мы уже говорили, раскручиваем болты (рис. 16-37), снимаем ее и кладем в бензин. В этом случае у нас обгонная муфта обычная, неприятностей с ней нет, исходя из этого лучше ее не трогать.
Рис. 16-38 Сейчас мы раскручиваем сам корпус катушки. В случае если у нас катушка с нескончаемым винтом, то перед тем, как открывать корпус, нужно открутить торцевой болт (рис. 16-38). Откручиваем, снимаем декоративную заглушку и раскручиваем три главных болта.
Рис. 16-39 Мы достали три болтика (рис. 16-39), сейчас катушку возможно разъединять. Но тут имеется принципиальный момент. Многие, кто пробовал ремонтировать катушки самостоятельно, сталкивались с такой обстановкой. Катушка работает нормально, они думают: «Дай-ка мы сделаем хорошее дело, заберём и смажем ее». Забрали, разобрали ее, смазали, собрали, а движение у катушки не тот, катушка начинает работать совсем по-второму. В чем тут неприятность? Само собой разумеется, в случае если сделать это с новой катушкой, то, быть может, и не будет никакой неприятности. А катушка, которая поработала, имеет износ зубьев: ведущие шестерни притираются друг к другу. И в случае если мы поработали катушкой год-полтора, в обязательном порядке необходимо учитывать это событие. В случае если мы корпус и нарушим это положение зубьев относительно друг друга, то при сборке совершенно правильно зуб в зуб не попадем, и неизбежно покажется хруст и которые-то шумы, катушка начнет урчать, это не хорошо. Исходя из этого перед тем, как открывать корпус катушки, нужно обратить внимание на то, как у нас стоят шестерни. Чтобы их зафиксировать в этом положении, необходимо сделать метки. У меня метки на данной катушке сделаны. Наоборот одного из болтиков расположен вал. Мы запоминаем его положение: плоской частью к данному бортику. Сейчас открываем корпус, бережно, стараясь, чтобы шестерни остались на месте. Откладываем корпус в сторону.
Рис. 16-40 Перед тем как снять основную передачу, запоминаем положение зубьев. Сейчас мы можем снимать шестерню, чистить ее, смазывать. Но перед тем как поставить ее назад, мы должны будем поставить ось строго в том положении, в каком она была до разборки, после этого ставим шестерню по метке, и тогда мы попадем зуб в зуб. Это, само собой разумеется, сложно. Возможно сделать и несложнее – не разъединять зубья, не снимать основную передачу, густую гелеобразную смазку и без полной разборки, добавить ее в катушку. Но рекомендуем все-таки делать полную разборку.
Рис. 16-41
Рис. 16-42 Итак, мы разъединяем шестерни, осматриваем износ (рис. 16-41): имеется ли тут которые-то сколы, царапины, задиры. Особенного износа не видно. Добываем опорный подшипник (рис. 17-42).
Рис. 16-43 Все, катушка готова к тому, чтобы ее чистить, мыть, промывать и заново смазывать (рис. 16-43). Смазка имеет чёрный цвет. Это указывает, что катушка продолжительно была в эксплуатации, показалась сработка. В случае если смазка потемнела, значит, там имеется продукты износа. Вся пыль, которая появляется в ходе работы механизмов, попадает в смазку, смешивается с ней, и смазка уже делается абразивным материалом.
Рис. 16-44 Сперва убираем излишки смазки простыми ватными палочками, протираем салфеткой. Аккуратно убираем все остатки ветхой смазки (рис. 16-44). Наряду с этим необходимо смотреть за тем, чтобы в механизме не осталось волокон ваты. В противном случае возможно натолкать в том направлении столько ваты, что она позже будет мешать работе механизма. По окончании того, как мы на черновую уберем смазку, нужно будет промыть все это растворителем, чтобы убрать все остатки смазки, и просушить. И в то время, когда все подробности промоются и просохнут, возможно будет уже приступать к смазыванию катушки. Берем салфетку, протираем всю катушку. Стараемся не пропустить ни одного участка, где имеется какая-то пыль, грязь, из полостей пыль вычищаем древесной палочкой. Я демонстрирую неполную разборку. В принципе, возможно сделать и полную разборку, но достаточно смазать катушку так, чтобы она служила вам правдой и верой несколько сезонов. Кроме того хорошая, качественная катушка, в большинстве случаев, не живет продолжительнее 3-4 лет. В случае если за ней следить, то она гарантировано прослужит вам 3-4 года. Если не следить, то она может выйти из строя уже по окончании первого сезона эксплуатации.
Рис. 16-45 Сейчас прочищаем основную передачу (рис. 16-45), любой зубчик. Весьма комфортно чистить зубчики древесной палочкой. Проходимся по всем зазорам, чтобы всецело удалить остатки ветхой смазки.
Рис. 16-46 Затем ко мне возможно будет заложить свежую смазку. Закладываем на зубья густую смазку (рис. 16-46). Учтите, что излишек смазки вреден, движение катушки от этого не только не улучшается, но и ухудшается. К тому же излишек смазки быстро выдавливается из зубьев и совсем бесхозно оседает на внутренних механизмах катушки.
Рис. 16-47 Подшипники на данной катушке закрытого типа, исходя из этого их, смазывать не нужно (рис. 16-47). Ни за что нельзя промывать подшипники, так вы испортите катушку.
Рис. 16-48 Сейчас мы закладываем подшипник с противоположной от рукоятки стороны (рис. 16-48). Помните о прокладке, подшипник в обязательном порядке обязан опираться на прокладку. По большому счету при разборке и сборке катушки нужно весьма пристально относиться к прокладкам. Сейчас нам нужно попасть по тем рисочкам, которые мы отметили, в то время, когда снимали основную передачу. Выставляем ротор в том же положении, что и перед разборкой. Мы поставили основную передачу, и она совпала у нас зуб в зуб, значит, катушка будет работать хорошо и без неприятностей.
Рис. 16-49 Что нам остается сделать? Положить сверху шайбу (рис. 16-49).
Рис. 16-50 Основная передача смазана, сейчас нам остается обработать жидкой смазкой червяк. Достаточно нескольких капель жидкой смазки (рис. 16-50).
Рис. 16-51 Протираем подшипник и крышку (рис. 16-51). Подшипник данный смазывать не нужно, достаточно . Он закрытого типа, исходя из этого никакая грязь в него попасть не имеет возможности. Надеваем крышку, прикручиваем декоративную накладку и закручиваем три болта крышки корпуса.
Рис. 16-52
Рис. 16-53 Сейчас надеваем «юбку» шпули (рис. 16-52), закручиваем гайку и фиксируем ее. Кстати, обратите внимание, тут сделано два отверстия под фиксирующую гайку (рис. 16-53). Это необходимо чтобы возможно было четко зафиксировать. Так, в случае если под одним из отверстий внезапно окажется ребро гайки, то мы закрутим фиксирующий болтик во второе отверстие, и он четко попадет на грань. Надеваем шестеренку, прокладку, капнем на ось одну каплю жидкой смазки, этого хватит, чтобы катушка нормально функционировала. Сделаем несколько оборотов катушки – это уже полная смазка катушки.
Рис. 16-54 Шпулю также протираем ватной палочкой (рис. 16-54). От того, как аккуратно мы протрем, зависит работа фрикционного тормоза.
Рис. 16-55
Рис. 16-56 Надеваем шпулю и ставим на место рукоятку катушки. Закручиваем болтик (рис. 16-55) и накручиваем декоративную накладку (рис. 16-56). Крутим рукоятку, чтобы проверить, как работает катушка. Никаких биений нет, по причине того, что зубья попали четко зуб в зуб. Контролируем, все ли на месте. Все работает нормально, мгновенный стопор также в порядке. Крайне важно при хранении отпускать фрикционный тормоз. Мы его отпускаем на минимум, чтобы прокладки всегда были в хорошем состоянии, не слеживались. Сейчас нам остается проверить ролик лесоукладывателя данной катушки. Мы на данный момент его разберем, смажем и заново соберем. Напомним, что при ловле в замутненной воде в ролик лесоукладывателя всегда попадает влага. Исходя из этого нужно смотреть за тем, чтобы ролик лесоукладывателя работал хорошо и не свистел. Как я уже сказал, всегда нужно контролировать, как он хорошо работает, посредством листка бумаги (рис. 16-11). Покрутили, взглянули – хорошо работает. Значит, все нормально. В случае если ролик крутится со свистом, это показывает на то, что в него точно попала вода, и подшипники работают в нехорошем режиме. При таких условиях ролик может остановиться, в какой-то момент заклинить, леска начнет протирать зазоры, и на самом ролике покажутся прорези.
Рис. 16-57 Разберем ролик лесоукладывателя, промоем его и смажем. Разбирается он весьма легко (рис. 16-57). В случае если катушку достаточно смазывать один раз в год, то ролик лесоукладывателя следует смазывать значительно чаще и смотреть за ним более пристально, по причине того, что это весьма важная подробность катушки. От того, как хорошо работает ролик лесоукладывателя, зависит, как катушка будет вам помогать.
Рис. 16-58 Снимаем ролик (рис. 16-58). Помните взглянуть, имеется ли под ним которые-нибудь шайбы. Как видим, при ловле в загрязненной воде по краям отложилась всевозможная грязь, на данный момент мы ее почистим.
Рис. 16-59 Под роликом стоит мелкий подшипник, снимаем его. Обратите внимание, как лежит прокладка со стороны проволочной скобы лесоукладывателя (рис. 16-59), ее нужно будет положить той же стороной, ни за что не перепутайте.
Рис. 16-60 Берем ватную палочку и бережно протираем ею ось ролика, чтобы не осталось грязи (рис. 16-60). Еще раз повторяю, тут нужно быть внимательным, чтобы не осталось волокон ваты, по причине того, что любой волосок, попадающий между трущимися поверхностями, ухудшает скольжение, и ролик может прийти в негодность. Прочищаем ролик, причем прочищать его нужно со всех сторон. На протяжении чистки необходимо весьма пристально осмотреть ролик, нет ли на нем царапин. В случае если показались царапины, это показывает на то, что ролик в какой-то момент не работал. Царапины на ролике лесоукладывателя – это показатель того, что плетеная леска весьма не так долго осталось ждать придет в негодность. Осматриваем ролик – царапин нет, все нормально. Сейчас принимаемся за подшипник. Подшипник данный весьма мелкий. Кстати, как мы уже сообщили, ни при каких обстоятельствах не следует выбрасывать ветхие катушки, по причине того, что возможно использовать подробности из них. К примеру, в случае если данный мелкий подшипник выйдет из строя, возможно сказать, что и катушка выведена из строя. Но в ветхих катушках может найтись необходимая вам взаимозаменяемая подробность, благодаря которой возможно будет вернуть катушку. Прочистили, собираем ролик. Надеваем подшипник, устанавливаем ролик, капаем немного жидкой смазки. В случае если смазки будет большое количество, скольжение от этого не улучшится, кроме того ухудшится. Мы прочистили ролик с одной стороны, сейчас прочищаем поверхность с другой и капаем ко мне немного жидкой смазки. Собираем ролик лесоукладывателя в том же порядке, в каком разбирали. Устанавливаем шайбу, ставим подшипник, надеваем ролик лесоукладывателя. Помните, устанавливать его нужно совершенно правильно так же, как он был установлен до разборки, ничего не перепутайте. В некоторых случаях, в случае если ролик лесоукладывателя поставить второй стороной, возможно поменять профиль намотки плетенки или монолески. Но в этом случае мы ставим той же стороной, как и раньше. Соединяем, придерживаем и закручиваем болт. Крайне важно, с какой силой вы затягиваете ролик лесоукладывателя. Имеется катушки, в которых возможно данный болтик закручивать до конца, зажимать его намертво, и ролик будет крутиться нормально. Но имеется катушки, в которых степень зажима этого болтика воздействует на то, как будет вращаться ролик. Исходя из этого по окончании того, как мы затянули болтик, следует контролировать, вращается ли ролик лесоукладывателя. В случае если его очень сильно зажать, ролик лесоукладывателя может прекратить вращаться. В случае если его чрезмерно ослабить, то ролик будет вращаться хорошо, но в какой-то момент болтик может раскрутиться, выпасть и потеряться, вследствие мы можем утратить и сам ролик, и подшипник.
Рис. 16-61 Мы смазали внутренний механизм катушки. Что еще возможно сделать? Возможно смазать узлы вращения, раскрутить гайки, всецело прочистить с одной стороны, с другой, смазать вечную пружину лесоукладывателя густой смазкой, а рукоятку, которой мы крутим катушку, смазать жидкой смазкой – капнуть на нее мелкую капельку (рис. 16-61). Если бы ко мне попал песок или грязь, имело бы суть промыть данный узел жидкостью «ВД-40». Но потому, что у нас тут все нормально, мы легко легко смазываем и контролируем, как вращается рукоятка. Итак, мы разобрали катушку, смазали ее и опять собрали. Катушка готова к эксплуатации. То же самое возможно выполнить с любой катушкой. В случае если у нас катушка без червячного механизма, то разобрать ее, смазать и собрать значительно несложнее, чем катушку с червячным механизмом.
Рис. 16-62 Имеется катушки, у которых шпуля фрикционного тормоза работает на прокладке, а в некоторых катушках под шпулей имеется несколько подшипников (рис. 16-62). Конечно, они имеют лучший и более мягкий движение фрикционного тормоза и более узкую настройку.