Троллинговое оснащение
Сейчас перейдем к троллинговому оснащению. Под троллинговым оснащением понимаются предметы и такие снасти, без которых троллинг неосуществим.
Это, первым делом, правильно подобранная снасть, второе – правильно подобранные троллинговые приманки, третье – это лодка, мотор, спутниковый навигатор и эхолот. Это нужный минимум, необходимый чтобы действенно ловить рыбу троллингом.
При ловле троллингом на реке требование к плавсредству не столь твёрдое, как, например, при ловле на громадном водохранилище или на огромном естественном озере. По причине того, что река, кроме того громадная, в большинстве случаев, защищена от действия ветра, а на громадном водохранилище кроме того не сильный ветер может поднять весьма большую волну. На реке такое случается очень редко, и лишь весьма сильный порывистый ветер мешает ловле троллингом в непогоду.
Исходя из этого, в принципе, для ловли на реке подойдет каждая более или менее надежная лодка.
Все лодки возможно условно поделить на две категории: это корпусные лодки, изготовленные из пластика, металла или дерева, и надувные лодки.
Корпусная лодка хороша тем, что в ней значительно больше места, чем в надувной. Но у нее имеется и минусы. Главный минус – меньшая надежность, потому, что корпусная лодка значительно легче переворачивается, она не владеет такой устойчивостью, как надувная, и плавать в ней страшнее. Помимо этого, корпусную лодку тяжело перевозить, для нее нужен какой-то прицеп, и место в гараже или на защищаемой стоянке.
Иначе, спуск корпусной лодки на воду занимает считанные секунды.
Учитывая вышесказанное, следует подчеркнуть, что для муниципального обитателя надувная лодка подходит больше.
Сейчас наиболее комфортно и действенно использовать надувные лодки из ПВХ с жёстким дном и каким-нибудь настилом на дне, чтобы в лодке возможно было кроме того находиться. Надувные лодки из ПВХ хорошо подходят для троллинга. Для городского обитателя это самые удобные лодки, по причине того, что их возможно перевозить в багажнике автомобиля, подъезжать с ними к любому месту на реке, и хранить их возможно кроме того в квартире.
Сейчас поболтаем о длине лодок из ПВХ. Для ловли троллингом эргономичнее всего, чтобы в лодке было два человека – рыболов и рулевой. Три человека – это уже перебор, а одному ловить троллингом не весьма комфортно. Так, самый оптимальный экипаж – из двух человек.
Для двух человек минимальная протяженность лодки из ПВХ должна быть 3,3 м. Оптимально – 3,6-4,2 м. В такой лодке весьма комфортно разместиться самим, поместить снаряжение, поставить стульчик, установить держатели для спиннингов, и не станете ощущать себя в стесненных условиях. Это главные требования, которые предъявляются к лодке.
Говоря о надувных лодках из ПВХ, мы обходим вниманием резиновые надувные лодки. В принципе, их также возможно использовать для троллинга, но они имеют недочёт. Дело в том, что троллинг в большинстве случаев подразумевает применение бензомотора. Так вот, под бензомотором резиновые надувные лодки болтаются из стороны в сторону, помимо этого, они не имеют той жесткости, которая нужна при ловле с бензомотором. Исходя из этого надувные лодки возможно использовать при ловле троллингом, лишь в случае если мы ставим самые маломощные бензодвижки.
Что касается бензомотора, следует подчеркнуть, что если вы планируете купить новый бензомотор, то лучше сходу накопить денег и выбрать импортный двигатель.
В случае если руки у вас не «золотые», и вы ни при каких обстоятельствах в жизни не разбирали и не собирали бензомотор, то импортный бензомотор будет для вас находкой, по причине того, что требует к себе ухода и минимального внимания. Само собой разумеется, нужно выполнять правила эксплуатации, но разбирать и собирать двигатель на каждой рыбалке вам не придется. А вот от отечественных двигателей лучше отказаться, кроме того от новых.
В случае если сказать об импортных моторах, то сходу поднимается вопрос: какой мотор выбрать, 2-тактный или 4-тактный. С одной стороны, 4-тактный двигатель предпочтительнее, чем двухтактный, по причине того, что работает он ощутимо тише, но лишь на малых оборотах. На громадных оборотах громкость 4-тактных двигателей сопоставима с 2-тактными, помимо этого, расход их фактически такой же, как и у 2-тактных двигателей, в случае если мощность мотора не больше 20 лошадиных сил.
Посколкьу в троллинге на реке используются, в большинстве случаев, не весьма замечательные моторы, до 20 лошадиных сил, то тут преимущество 4-тактных двигателей сводится на нет. Нужно сказать, что 4-тактный двигатель тяжелее и значительно сложнее в обслуживании, и в случае если что-то в нем сломается, 2-тактный двигатель починить значительно несложнее, чем 4-тактный. Исходя из этого при выборе мотора для троллинга, согласно нашей точке зрения, оптимальнее остановиться на 2-тактном двигателе.
Сейчас поболтаем о мощности мотора. Тут также необходимо исходить из нескольких мыслей. Если вы живете на реке, или хорошо понимаете реку, понимаете подъезды к реке и сам участок реки, то вам в полной мере подойдет самый маломощный бензомотор – одноцилиндровый. Нужно сказать, что в этом случае мы разглядываем 2-тактные одноцилиндровые моторы мощностью 2-5 лошадиных сил. Если вы выбрали маломощный двигатель, то имейте ввиду, что с двумя рыболовами ни одна лодка не будет в состоянии быстро передвигаться. Большая скорость, на которую вычислены данные маломощные бензодвигатели – 11-15 км/ч, причем это относится передвижения на стоячей воде. На реке, если вы двигаетесь против течения, скорость будет еще меньше, по причине того, что нужно вычитать скорость течения. Так, на реке вы станете двигаться в лучшем случае со скоростью 12-13 км/ч на 5-сильном движке. На 2-сильном движке ваша скорость будет максимум 8-9 км/ч. Напомним, что для троллинга это в полной мере подходит.
И нужно сказать, что импортные 2-тактные двигатели, кроме того 1-цилиндровые, достаточно устойчиво работают на малых оборотах, и никакой неприятности при ловле троллингом нет. У 1-цилиндровых двигателей вибрация чуть больше, чем у 2-цилиндровых, но, однако, они замечательно подходят для троллинга.
Малые бензодвигатели имеют небольшой расход бензина. Причем на самых не сильный движках расход может доходить до 1 литра в час. Другими словами вы забираете , например, канистру с 5 л топливной смеси, и вам этого количества в полной мере хватит на весь день рыбалки.
Само собой разумеется, если вы используете более замечательный движок, что бензина нужно возить с собой значительно больше.
Напомним, что если вы не предполагаете громадные переезды с места на место, а сходу приезжаете на хорошее место, и вам не нужно куда-то на большом расстоянии ехать – на какую-нибудь перспективную яму или точку на расстоянии более пяти километров, вам не нужен замечательный бензодвижок.
В случае если же река не предполагает громадного количества подъездов, и, подъехав к реке и спустив лодку на воду, вам нужно отплыть на 5-7 км и больше от места лагеря, перед тем как приступить к ловле, то без замечательного движка вам уже не обойтись.
Под замечательным мы понимаем такой двигатель, который в состоянии выводить надувную лодку из ПВХ с двумя рыбаками на глиссирование. В глиссирующем режиме быстро снижается расход бензина, а скорость возрастает. Как показывает опыт, для надувной лодки из ПВХ длиной 3,3-4,2 м, чтобы вывести на глиссирование два человека, нужен 2-тактный двигатель мощностью минимум 8 лошадиных сил. Лучше, само собой разумеется, 10-15 лошадиных сил.
15 лошадиных сил – это оптимальный по мощности двигатель, который без неприятностей перевозит двоих рыболовов с громадным числом снаряжения на высокой скорости в глиссирующем режиме. Нужно сказать, что надувные лодки из ПВХ под замечательным мотором в 15 лошадиных сил смогут передвигаться со скоростью 30-35 км/ч – это большая скорость. Само собой разумеется, на такой скорости возможно весьма быстро перескочить с места на место и за небольшое время обследовать громадный участок реки.
Нужно сказать, что замечательный мотор весьма перспективен кроме того для разведки, по причине того, что вы имеете возможность весьма быстро проехать и взглянуть на эхолоте все самые перспективные места, отметить их и позже обловить.
Минусы, само собой разумеется, также имеется, по причине того, что замечательный 2-цилиндровый двигатель (а, начиная с 8 лошадиных сил и выше, все двигатели конкретно 2-цилиндровые) расходует значительно больше топливной смеси – 5 л в час и больше, в зависимости от того, на какой скорости вы двигаетесь. При троллинге расход чуть меньше, при передвижениях – больше.
Поболтаем о процентном соотношении масла в бензине. Дело в том, что сейчас под влиянием «зеленых» во всем мире 2-цилиндровые движки считаются экологически нечистыми двигателями. И все производители призывают к минимальному наличию масла в горючем, кроме того на самом моторе стоит шильдочка, на которой написано: «1:100», что свидетельствует – на 100 частей бензина 1 часть масла.
Но следует учитывать, что при таком малом количестве масла, даже если оно отличное, ресурс двигателя понижается. Производители готовы пойти кроме того на это, только бы «зеленые» не так давили на них.
Для двигателя значительно нужнее, в то время, когда соотношение масла образовывает 1:50 или 1:75. Конкретно для троллинга лучше использовать бензиновую смесь, менее насыщенную маслом – 1:75 или кроме того 1:100, потому что именно на малых оборотах износ двигателя минимальный, и масла большое количество не нужно. В случае если же мы быстро передвигаемся с места на место, то двигатель работает в более форсированном режиме, в этот самый момент уже требуется больше масла. Кое-которые рыболовы, имея замечательные двигатели, кроме того возят с собой два бака: один бак для троллинга, в нем наименее насыщенная маслом бензиновая смесь, а второй бак – для перемещения, в нем больше масла.
Многие рыболовы сходу замешивают 1:50, и на данной смеси двигаются и при троллинге, и стремительных перемещениях. Но необходимо сказать, что очень сильно насыщенная маслом бензиновая смесь при троллинге не всегда хороша, по причине того, что на малых оборотах масло не успевает прогорать, и свечи забиваются маслом. Вследствие нам приходится по нескольку раз за рыбалку выкручивать свечи, чистить их или поменять на новые.
Возможно кроме этого пройти на лодке на более стремительных оборотах двигателя (так называемая перегазовка двигателя), чтобы очистить свечи.
Рис. 33-1
Действенная ловля троллингом совсем неосуществима без применения эхолокатора (рис. 33-1). Эхолокатор нужен чтобы всегда отслеживать изменяющийся рельеф дна. Для ловли троллингом подойдет любой эхолокатор, и не следует гнаться за через чур громадным разрешением экрана и какими-то наворотами. Самое основное – чтобы эхолокатор четко показывал рисунок и структуру дна.
При выборе эхолокатора следует обращать внимание на то, какое предельное число импульсов в секунду может выдавать датчик эхолокатора. Дело в том, что если вы предполагаете стремительное перемещение на лодке с замечательным мотором в глиссирующем режиме, то не все эхолоты будут работать, а лишь те, которые имеют минимум 30 импульсов в секунду. Тогда, перемещаясь на большой скорости, вы станете четко видеть картину на экране эхолокатора. В случае если ваш эхолокатор выдает меньше импульсов в секунду, то отслеживать рельеф дна в глиссирующем режиме будет проблематично.
В случае если же вы передвигаетесь на лодке с маломощным бензомотором, то вам подойдет любой эхолокатор, который рисует на ЖКИ-мониторе картину дна. Пиксели и все остальные навороты неважны.
Для питания эхолокатора оптимальнее использовать герметичный аккумулятор емкостью 7 ампер/часов. Такой аккумулятор возможно приобрести в компьютерной компании, которая торгует системами бесперебойного питания для компьютеров. Причем возможно приобрести блок бесперебойного питания, в нем имеется и зарядное устройство, и сам аккумулятор – в большинстве случаев, 7-амперный. И тем самым вы всецело избавляетесь от неприятности подпитки аккумулятора дома.
Рис. 33-2
Навигатор (рис. 33-2) – это прибор, который весьма действен при ловле троллингом. Он рисует маршрут, по которому идет лодка, и в состоянии записывать самые перспективные точки. Само собой разумеется, на реке он не столь нужен, как на громадном водоеме, где уловистые точки расположены на большом расстоянии от берега и тяжело на них выйти без навигатора. На реке главным назначением навигатора есть то, что, плывя по реке, мы отмечаем самые уловистые точки, к каким в следующий раз сможем подъехать поближе на машине, и плыть по реке нам придется меньше.
Нужно сказать, что, кроме определения координат, навигатор нужен троллингисту для правильного определения скорости передвижения лодки. Это крайне важно, по причине того, что, зная скорость передвижения лодки, мы можем подобрать самая оптимальную скорость для работы того или иного воблера.
Рис. 33-3
Скорость передвижения продемонстрирована на экране навигатора – 2,8 км/ч (рис. 33-3). Мы ловим на воблер, с которым на данной реке получается оптимальная игра. Если бы течение реки было чуть стремительнее или чуть медленнее, нам бы было нужно подбирать другую скорость, при которой воблер будет оптимальнее играться. Я чувствую игру воблера рукой.
Направляться лишь учитывать, что в случае если мы движемся на реке против течения, то скорость, которую выдает навигатор – это скорость относительно берега, а не потока воды. А для воблера крайне важна как раз скорость относительно потока воды, исходя из этого чтобы определить настоящую скорость передвижения относительно потока воды, сперва нужно проплыть на лодке вниз по течению с отключённым двигателем и замерить скорость течения реки. Позже, уже идя против течения, мы учитываем скорость течения передвижения и скорость реки относительно берега, и так определяем настоящую скорость перемещения воблера относительно воды.
При выборе удилища для троллинга требования не столь твёрдые, как, например, при выборе удилища для джиговой ловли. Но требования имеется, и по сей день кратко остановимся на каждом из них.
Во-первых, это протяженность удилища. Для ловли троллингом возможно использовать удилища любой длины, кроме того весьма маленькие и весьма долгие, но самая оптимальной будет протяженность 2,4-3 м. Такие удилища разрешают ловить троллингом наиболее действенно: делать своевременную подсечку, действенно вываживать рыбу, и помимо этого, они не утомляют на протяжении ловли.
Рис. 33-4
К весу удилища для троллинга нет таких твёрдых требований, как для джиговой ловли. Само собой разумеется, чем легче удилище, тем лучше. Но следует учитывать, что удилище в троллинговой ловле подвергается значительно громадным нагрузкам, в случае если мы быстро переезжаем с места на место. Удилища лежат на дне, подпрыгивают, стучат приятель и приятеля (в большинстве случаев в лодке два рыболова и два удилища), исходя из этого удилище должно быть живучим. А чтобы оно было живучее, нужно, чтобы оно имело достаточно толстую стенку. Так, предпочтительнее брать удилище с толстой стенкой (рис. 33-4), по причине того, что оно имеет громадных ресурс живучести.
Сейчас о материале удилища. Удилище возможно произведено из бого материала, но эргономичнее всего использовать толстостенный графит, причем не нужно брать высокомодульный, подойдет средне- или низкомодульный графит.
Применяются композитные спиннинги, сделанные 50/50 из графита и стекла. Стеклянные спиннинги не весьма хороши, они через чур мягкие руководить или приманкой не весьма действенно. Под работающим воблером, который имеет, например, большую лопатку, спиннинг нагружается. И через чур мягкий спиннинг при ловле на троллинг не составит большого труда перегружен.
Рис. 33-5
Нужно сказать, что при троллинге наиболее оптимальным будет тест удилища с нижней границей от 15-20 верхней грамм и 60-70 грамм. В некоторых случаях, в случае если мы используем весьма упористые дайверы, которые глубоко заныривают и оказывают сильное сопротивление (как, например, два американских дайвера на рис. 33-5), нужно удилище с верхней границей теста около 120 грамм, по причине того, что более не сильный удилища , и нереально осуществлять контроль проводку.
Рис. 33-6
Сейчас поболтаем о рукоятке спиннинга. При ловле троллингом значительно действеннее долгая, т.е. двойная рукоятка спиннинга (рис. 33-6). Ни за что не нужно использовать при троллинге маленькие рукоятки, которые, в то время, когда держим удилище в руках, не дольше локтя, по причине того, что при вываживании рыбы рука весьма утомляется. С долгой рукояткой значительно эргономичнее.
Материал рукоятки. Это возможно пробка, в случае если при ловле вы держите спиннинг в руках. Если вы используете всевозможные держатели для спиннингов, в них пробка быстро крошится, исходя из этого рекомендуем брать дуплоновую рукоятку.
Рис. 33-7
Рис. 33-8
Если вы используете мультипликаторную катушку (рис. 33-7), которая при ловле троллингом, на отечественный взор, конкретно действеннее, чем безынерционная, то нужно использовать особые удилища под мультипликаторную катушку с курком, так называемым триггером (рис. 33-8), и двухлапые кольца.
Сейчас о катушке для троллинга. Согласно нашей точке зрения, сейчас при ловле троллингом альтернативы мультипликаторной катушке нет. Многие рыболовы применяют безынерционки, но мультипликатор значительно эргономичнее. На данный момент постараемся растолковать, из-за чего.
Дело в том, что существуют мультипликаторные катушки со счетчиком лески, но в случае если у нас в мультипликаторе бегает лесоукладыватель, то при помощи этого пробега лесоукладывателя мы можем четко определять длину лески. С безынерционкой этого сделать нереально.
Рис. 33-9
Взглянуть на мультипликатор на рис. 33-9. Я делаю им полный пробег лесоукладывателя в возврат и одну сторону в начальную точку. При таком пробеге – влево и вправо – этот мультипликатор сдает примерно пять метров лески. И тем самым я на протяжении ловли всегда четко осуществляю контроль, на каком расстоянии у меня работает воблер. Это крайне важно при ловле троллингом, в особенности в то время, когда вы нашли рабочую глубину для приманки, чтобы воблер всегда работал на той глубине, на которой необходимо. И это весьма легко контролируется при помощи мультипликатора.
Напомним, что длину пробега лески – какое количество лески сдает мультипликатор при полном пробеге лесоукладывателя – необходимо проверить заранее дома посредством рулетки.
Рис. 33-10
При выборе мультипликатора для троллинга следует обратить внимание на то, какой это мультипликатор – леворучный или праворучный. Мультипликатор на рис. 33-10 подразумевает, что мы будем его крутить правой рукой. Имеется мультипликаторы, которые необходимо крутить левой рукой. Если вы правша при троллинге сидите на моторе, то, соответственно, левой рукой вы руководите мотором, а правой удерживаете спиннинг с мультипликаторной катушкой. И, само собой разумеется, для вас значительно действеннее и эргономичнее будет использовать леворучную мультипликаторную катушку. Чтобы намотать праворучной мультипликаторной катушкой, вам нужно будет переложить спиннинг в левую руку, отпустить мотор, подмотать, позже переложить его в правую и снова взяться за мотор, что весьма некомфортно. Исходя из этого, если вы рулевой на лодке, то вам больше подойдет леворучный мультипликатор.
Но тут также имеется выход из положения. Вы имеете возможность перевернуть праворучный мультипликатор с удочкой, он будет наблюдать вниз, единственное – вам нужно будет подматывать леску в обратную сторону, а отпускать, разблокировать шпулю, указательным пальцем, а малым, как если он расположен сверху.
У безынерционных катушек, само собой разумеется, также имеется плюс. Основное преимущество безынерционных катушек содержится в том, что у мультипликатора всегда включен мгновенный стопор, что не весьма комфортно при вываживании рыбы, по причине того, что мы четко надеемся лишь на безукоризненную работу фрикционного тормоза. У безынерционной катушки на протяжении вываживания мы можем отключить мгновенный стопор и сдавать леску конкретно рукой, другими словами подстраховывать фрикционный тормоз. Этим преимуществом нужно пользоваться, помните о нем.
На протяжении ловли троллингом фрикционный тормоз катушки должен быть настроен идеально: воблер работает, и фрикционный тормоз держится; но стоит воблеру зацепиться за что-нибудь на дне, и фрикционный тормоз начинает срабатывать и стравливать леску. Это необходимо чтобы мы не теряли воблеры, и, чтобы у нас просто не оторвало спиннинг из рук. При зацепе лодка идет, не всегда успеваешь быстро заглушить двигатель, и возможно оторвать дорогостоящую приманку. Исходя из этого верная настройка фрикционного тормоза крайне важна. И по окончании того, как рыба клюнет, имеет суть быстро поджать тормоз: поджали и пошли вываживать.
Но на протяжении ловли фрикционный тормоз должен быть фактически ослаблен, это крайне важно.
Сейчас при троллинге альтернативы плетеной леске нет. Во-первых, плетенка нерастяжима, и это разрешает нам хорошо осуществлять контроль работу приманки, значительно чаще воблера. Помимо этого, плетеная леска достаточно прочная и имеет наряду с этим минимальный диаметр, исходя из этого с плетеной леской воблер может нырнуть глубже, чем с монолеской подобной прочности. Монолеска подобной прочности толще, исходя из этого будет мешать воблеру нырнуть.
Что касается прочности плетеной лески, то для троллинга, на отечественный взор, самая оптимальной прочностью плетенки будет 10 кг. Но в некоторых случаях чтобы воблер нырнул поглубже, приходится использовать более узкую плетенку, с разрывной нагрузкой около четырех килограмм. Конечно, с более узкой плетенкой у нас возрастает риск утратить воблер на зацепе, но обычно приходится идти и на это.
С 10-килограммовой плетенкой на разрыв мы значительно чаще легко можем разогнуть тройник и спасти воблер кроме того без применения отцепа.
В лодку нужно всегда с собой брать зевник, хирургический зажим для извлечения крючков, багор, отцеп и кукан. Помимо этого, в случае если мы планируем держать рыбу в лодке, то нужна какая-нибудь просторная корзина, в которой будет лежать рыба, чтобы при перемещении она не пробила резиновую или надувную лодку из ПВХ.
В случае если мы имеем дело со щукой или имеется возможность поклевки сома, в обязательном порядке необходимо использовать металлический поводок. Согласно нашей точке зрения, сейчас нет альтернативы металлическому поводку из гитарной струны, по причине того, что он самый простой, надежный, узкий, и на игру дайверов, которые, в большинстве случаев, используются при речном троллинге, он не оказывает никакого влияния.
Рис. 33-11
Единственное, что поводок из гитарной струны достаточно сложно сделать долгим, по причине того, что он начнет извиваться, не будет прямым. Возможно выйти из положения весьма : и соединить два струнных поводка (рис. 33-11). Тем самым мы увеличиваем длину поводка. Этот поводок был сделан изначально долгим. Помимо этого, возможно взять два уже готовых поводка и через крепление-косичку соединить их, сделав 2-секционный металлический поводок. При необходимости возможно сделать кроме этого 3-секционный.
Долгий поводок обычно нужен, в случае если мы ловим в местах, где имеется возможность встречи с ракушкой дрисейной, которая облепляет водные препятствия. Обычно приманка идет, леска натыкается на дрисейну и перерезается. Многие считаюм, что это поклевка щуки, а в действительности это легко плетенка перерезалась об острую ракушку. Долгий поводок по большей части рекомендован чтобы спасти плетенку. А что касается того, перекусит ее хищная рыба или нет, то, само собой разумеется, со металлическим поводком она совладать не имеет возможности.
Самая оптимальная протяженность поводка из струны – 15-20 см. В случае если мы соединяем два поводка, то протяженность возрастает до 30-40 см, и при поклевке щуки этого в полной мере хватает.